Задержка и отмена рейса, опоздание поезда и потеря багажа. Отмена и задержка рейсов авиакомпаний и РЖД — стандартная ситуация, в которой действуют чёткие правила регулирования взаимоотношений перевозчика и пассажира. Авиакомпания и РЖД несёт ответственность в обоих случаях. Билет, в том числе и электронный, — это договор, согласно которому пассажир оплатил услугу, которая должна быть оказана в полном объёме и на определённом качественном уровне.
Испорченный отдых из-за отмены рейса или сорванная рабочая поездка из-за переноса вылета или опоздания скоростного поезда. Не всегда многие пассажиры авиакомпаний и железных дорог знают попавшие в данную ситуацию, не знают, имеют ли они право претендовать на компенсации. Прежде всего, чтобы получить компенсацию за задержку рейса или потерю багажа, надо все документировать! Обязательно поставьте на посадочном талоне или билете отметку о задержке или отмене рейса/поезда. Сделать это можно у представителя либо в кассе.
Задержка авиарейса
Одна из самых распространенных причин обращения за компенсациями к авиакомпаниям — задержка авиарейса. Она может причинить серьезные неудобства пассажиру. Если ситуация произошла по зависящим от авиакомпании причинам, пассажир имеет право рассчитывать на компенсацию в размере до 360 000 рублей.
Что положено при задержке рейса
По российским законам, перевозчик должен обеспечить хранение багажа. Пассажирам с детьми до семи лет — предоставить комнату матери и ребенка. Если рейс задерживается на два часа и более — прохладительные напитки, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте.
После задержки на четыре часа — бесплатное горячее питание. Если вылет рейса и дальше откладывается, то кормить пассажиров авиакомпания обязана каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное. Как правило, речь буквально идёт о выдаче ваучера для питания в каком-либо кафе в аэропорту. Бывает и так, что сама авиакомпания организует раздачу воды и сэндвичей.
Если ожидание рейса длится более 8 часов в дневное время и более 6 часов ночью, пассажиры вправе потребовать размещение в гостинице и трансфер до неё и обратно в аэропорт.
«При полной отмене рейса авиакомпания обязана возместить убытки согласно 2 пункту 13 статьи «Закона о защите прав потребителей». Кроме того, потребитель может подать в суд с требованием компенсировать ему моральный вред. Можно также потребовать возмещение материального вреда — например, если из-за задержки рейса пассажир был вынужден остановиться на ночь в гостинице и оплатить пребывание в ней».
Опоздание скоростного поезда
В РЖД установлены свои правила выплаты денежной компенсации за опоздание скоростных поездов на станцию назначения пассажира, расположенную на территории России. Если поезд опаздывает:
- на 1–2 часа — пассажиру компенсируется 25% стоимости проезда,
- на 2–4 часа — пассажир может вернуть себе 50% стоимости билета,
- более 4 часов — возмещается 100% стоимости проезда.
Компенсация за сопутствующие услуги и багаж
Часто встречаются обращения за компенсацией из-за утраты или повреждения багажа в багажном отделении. Однако за сданный без объявленной ценности багаж компания выплатит не больше 600 руб. за килограмм груза.
Уточним, что максимальный размер компенсации за утрату багажа составляет 100 000 рублей. Однако такие суммы компенсации назначаются относительно редко, да и то если пассажиру удается доказать ценность провозимого багажа.
Как застраховаться от проблем
Чтобы исключить проблемы с перевозчиком, будь то авиакомпания или РЖД, необходимо документировать все нюансы своего передвижения.
«Например, если из-за задержки авиарейса или поезда вам пришлось искать жилье в аренду, то надо обязательно провести оплату за аренду на сутки официально и сохранить чеки. Также необходимо объявлять ценность багажа, представители авиакомпании или РЖД должны расписаться, что получили багаж с объявленной ценностью. Можно также сфотографировать багаж, составить опись вещей перед тем, как сдать его в багажное отделение».
Как правило, и РЖД, и авиакомпании, особенно крупные, предпочитают не идти на скандал и судебное разбирательство. Они компенсируют причиненный вред в случае задержки авиарейса, утраты багажа и других причин.
Компенсации иностранными перевозчиками
Как сообщается на официальном сайте EUclaim, которая является уполномоченной организацией Евросоюза по защите прав авиапассажиров, на сумму компенсации при задержке рейсов влияет дальность полетов:
- за отмену рейса на расстояние до 1500 км — компенсация в размере €250.
- за отмену рейса на расстояние от 1500 до 3500 км — компенсация в размере €400.
- за отмену рейса на расстояние более 3500 км — компенсация в размере €600.
Компенсации за отмену или задержку международных рейсов из России Монреальская конвенция в теории предполагает лучшую защиту пассажира. В случае отмены или задержки рейса можно получить компенсацию до 4 150 СДР. На декабрь 2022 года 1 СДР = 81,596 рублей.